воскресенье, 9 июля 2017 г.

МБМ "Гадюка" отправляется на реставрацию

      В Кубинке началась реставрация многоцелевой боевой машины "Объект 787", в просторечии "Гадюка". Эта машина - вариант БМПТ от челябинского ГСКБ-2 под руководством А.В.Ермолина, тот самый пресловутый "горный танк" или еще "танк для пограничных войск". 


       В конце 1995 года на ЧТЗ был воссоздан опытный завод №100. Его директор П.Ф.Попов убедил ген.директора ЧТЗ В.Н.Кичеджи в необходимости продолжить работу по боевой машине поддержки/сопровождения танков, способной вести действия в условиях города. В это время В.Н.Кичеджи принял решение участвовать в выборах на пост губернатора области. Вернуть завод к выпуску боевой техники было для него весомым козырем.  Так приступили к проектированию новой машины. Учитывая, что никакого государственного финансирования работы не было, и всё делалось за счёт заводских средств, возникла идея не создавать машину с нуля, а конверсировать имеющийся на вооружении армии самый массовый танк - Т-72. Более того, применять в основном только серийные, имеющиеся в массовом количестве комплектующие. В качестве базовой машины при разработке МБМ «Объект 787» являлся танк типа Т-72Б.  

         В целях экономии было решено отказаться от дорогостоящего управляемого ракетного вооружения. Оно было заменено двумя блоками Б8В20 с авиационными НУР С-8, по 6 пусковых в каждом. Короба блоков имели легкую противопульную защиту.

По замыслу разработчиков, конверсии должны были подвергаться танки Т-72Б, однако, для создания опытного образца применялся танк Т-72А, завезенный на предприятие не совсем легальным образом. Очень многое делалось прямо по месту, с последующим оформлением ЧКД. Широко использовались узлы и детали с оставшегося на опытном заводе второго экземпляра БМПТ Э781-сб.7 «Вариант Б». Создание опытного экземпляра МБМ было завершено в 1996 году. 


 Выглядел он очень необычно: с виду танк, но без пушки.  Орудийная амбразура башни заварена, а по бокам башни две автоматические пушки. Они как раздвоенный язык гадюки могли смертельно жалить противника. Потому машину неофициально назвали «Гадюкой». Для рекламы своей работы по спецтематике В.Н. Кичеджи пригласил на ЧТЗ Маршала Советского Союза В.Г. Куликова. Являясь членом Консультативного совета президента России, Куликов внимательно заслушал доклад главного конструктора В. Ермолина о качественных показателях машины, восхитился успехами конструкторов ЧТЗ и, возвратившись в Москву, доложил Президенту России B.H. Ельцину о результатах поездки на ЧТЗ. Следствием этого и был приезд на завод Героя Советского Союза генерала армии и главного эксперта Минобороны М.М. Зайцева. Предварительные испытания МБМ коллектив испытателей, конструкторов и производственников опытного завода № 100 провели на заводском полигоне (т.н. «Красноармейская площадка»). Из-за отсутствия финансовых и материальных ресурсов были проведены только стационарные испытания машины по обкатке двигателя, проверке и отладке систем управления огнём, а также испытания противопожарного оборудования и комплекса вооружения. Необходимо было убедиться в качестве сборки и работоспособности машины, отдельных её узлов и систем. С 5 по 10 апреля 1997 года на Чебаркульском полигоне при участии сотрудников 38 НИИИ МО РФ были проведены демонстрационные испытания. «Гадюку» в работе показали начальнику ГАБТУ МО РФ генерал-полковнику С.А.Маеву.  Демонстрировалась стрельба с хода на реальной дальности в светлое время суток. Результаты стрельб показали высокую огневую эффективность этой машины: полностью «уничтожено» боевое отделение противника. Из десяти мишеней - пять прямым попаданием, пять - осколочным поражением. А вот стрельба НАРами результатов не дала.

Началась широкая реклама этой машины на радио и телевидение, которая с подачи областных руководителей «не понравилась» ФСБ, усмотревшей в этом «разглашение гостайны». Начались расследования, кадровые изменения, опытный завод был окончательно закрыт, вскоре и ГСКБ-2 было переименовано в тракторное ГСКБ. Заниматься доводкой МБМ было запрещено, работа была свёрнута. Машина была передана в музей НИИ38. 
Некоторое время МБМ на Кубинке стояла в ангаре, однако, в последующем ее выгнали на улицу и разграбили, разукомплектовали. Остальное доделал климат - былая родная эффектная окраска выгорела и облупилась, машина начала ржаветь.
Ну, а ныне свершилось чудо - за машину взялись реставраторы. Планируется, что после приведения в порядок она займет почетное место в парке "Патриот".  

Комментариев нет:

Отправить комментарий